ТРЕЗВЫЕ БУНТЫ ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах. Эту войну историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики - те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали; если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила... В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей "нормы" и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом в назидание другим. Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином. Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: В НАШЕМ СЕЛЕ НИКТО НЕ ПЬЕТ! Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на "доброту". Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о безоплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: "НЕ ПЬЕМ!" К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству. В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету...ТРЕЗВОСТИ! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать. Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. В Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших. С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было "лишив всех прав состояния, а нижних чинов - медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года". Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться "к трезвости без официального на то разрешения". Власть имущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках - неуютно. Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: "Кто нам мешает, тот нам и поможет". Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными "мирными" методами...
Конечно же, алкоголь на Руси не употребляли, русичи – это единственный народ, где алкоголь отсутствовал полностью; даже северные народы, оленеводы могли употреблять какие-то наркотические настои (например, настой мухомора и так далее), практически все народы в той или иной степени употребляли алкоголь, а русичи знали, что это – зелье, то есть яд, который уничтожит их, и потому осознанно не употребляли, и на их столах это зелье отсутствовало. Когда инородцы ехали к русичам в гости, они везли с собой много вина, но русичи не пили, и это инородцев шокировало, и они дивились такому глупому поведению русичей – ведь от вина становилось легко и развязно, и можно было совершать любые непристойные поступки; и в конце концов на Руси инородцам было запрещено пить алкоголь, потому что человек дурел и вёл себя непредсказуемо, был опасен для людей. Но инородцы всё равно пили, уединяясь от русичей – такие места назывались скотские дворы, шинкарки, шинки, кабаньи норы, КАБАКИ - ТО ЕСТЬ ПОСТОЙ ДЛЯ СВИНЕЙ, ибо пьяные падали на землю и возились в грязи, как свиньи; сейчас это престижные места (кафе, рестораны), на самом деле это грязное место для свиней; не забывайте, что это – мир демонический, где самое непотребное, гадкое и низкое возведено в ранг самого достойного и престижного. Подумайте сами: разве культурный и светлый человек пойдёт в это мерзкое место, где находится развратное, пьяное, оскотинившееся стадо, брызжущее агрессией и мракобесием? Поверьте: культурный не пойдёт, от такой энергии светлый человек заболеет. Из книги "Йезей Крезтос и его исповедь", А.Саврасов, серия "Знания Первоистоков".
Ну вообще-то с теми, кто мешал тратить деньги на выпивку в казенных кабаках еще при Алексее Михайловиче начинали бороться: А все заключалось в простом: денежка шла в казну - «Тот вор и пес, кто убытчит казну государеву, – питий не пьет на кабаке, а варит на дому без меры»
Да ниче не меняется . Кудрин , еще в должности министра финансов : "кто пьет водку, кто курит, тот больше внесет помощь государству. Выкурил пачку сигарет, значит, больше внес средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости", - сказал министр"
А почему что-то должно было меняться то? Спокон века варианты акцизов на спиртное были первыми скрытыми налогами, это уже потом изобретали всякие налоги на "трубы", "окна" и т.п. А так: давно решили денежку с этого трясти потихоньку
@Irena, большое спасибо за статью! На это можно привести только известную древнюю поговорку: "Если бы люди знали больше, они поступали бы лучше". Знание - свет, подлинная свобода, когда у человека появляется реальный свободный выбор - как поступить, зная все последствия и возможности. Это есть истинное проявление свободы воли. А незнание делает рабом невежества, когда человек не может сделать осознанный свободный выбор - ему навязывают определённые выборы заинтересованные стороны. Какой нормальный человек осознанно будет наносить себе вред, разрушать свой организм, органы, мозг? Нет таких безумцев. Но человек невежественный будет делать это - из разных причин, при этом находя оправдание саморазрушению и деградации. Но что есть разрушение своего тела, в чём глубинный смысл этого явления? Первопричины две: это незнание и нелюбовь к себе, доходящая до скрытой ненависти к своей жизни - и тогда невежественный человек стремиться прекратить своё существование употреблением ядов. И это на руку определённым силам, заинтересованным в оболванивании и подавлении сознания народа, с физическим уничтожением людей, а попросту геноцидом. Оставаясь в невежестве, вы поддерживаете эти силы, структуры, группы лиц, и пока критическое число людей не скажет "Хватит!", ситуация не изменится.
Проект "Общее дело", взгляните, люди вместо стенаний действуют: Канал Как раз на обсуждаемую тему один из фильмов: