Доступно

Язык и культурные коды [МИФ.Курсы] [Евгений Стефанский]

Тема в разделе "Культура, история и искусство", создана пользователем Зимний Солдат, 12 авг 2024.

Цена: 2310р.-87%
Взнос: 292р.
100%

Основной список: 21 участников

Резервный список: 5 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 12 авг 2024
    #1
    Зимний Солдат
    Зимний Солдат ОргОрганизатор

    Складчина: Язык и культурные коды [МИФ.Курсы] [Евгений Стефанский]

    2.jpg

    Как жизнь наших предков зашифрована в языке и фольклоре
    Вряд ли кто-то, проговаривая известную с детства присказку: «Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки», задумывается о том, что эта фраза про общение живых и мертвых (и даже имеет отношение к шаманизму). Или что «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» восходит к обряду инициации.

    Язык — то, что объединяет нас и наших предков. Анализируя его, мы узнаем, как в древности осмысляли время и пространство, жизнь и смерть, чего боялись и во что верили.
    Почему тоска наваливается, как обозначался центр мира и отчего «оно» и «они» — страшные?
    На лектории поговорим о том, как в слова, которые мы с вами пишем и произносим сегодня,
    впечатаны обычаи, верования и мысли людей прошлого. И это не фантастика.
    А лингвистика.

    Зачем искать в языке «преданья старины глубокой»?
    • Чтобы чувствовать язык, различая тончайшие нюансы смыслов.
    • Узнать, какие представления древних людей о мире мы, сами того не замечая, воспроизводим каждый день в своей речи. Иногда даже ритуальные заклинания!
    • Уметь подбирать точные слова и доносить свои идеи так, чтобы быть услышанным. Что полезно для пишущих людей и не только.
    • Получить мурашки и непередаваемые ощущения от прикосновения к глубокой древности.
    Для кого этот лекторий
    1. Для людей пишущих и читающих
    2. Для всех, кто обожает историю и культуру
    3. Для тех, кто поклоняется Проппу, великому и всемогущему
    Что вы вынесете из лектория
    • Раскроете для себя новые грани восприятия языка и понимания его тончайших смыслов, заложенных в лексике и грамматике
    • Увидите, как в языке закрепились представления древних о пространстве, времени, границах, жизни, смерти и существах потустороннего мира. И как мы используем эти языковые конструкции до сих пор
    • Научитесь различать неочевидное родство слов по их ассоциативной связи с древними ритуалами и магическими действиями
    Программа

    Лекция 1. Что такое антропоцентрическая лингвистика?

    1. Все знают про законы физики. А есть ли законы языка?
    2. Что интересовало лингвистов в XIX и XX веках? Лингвистика XXI века: в центре — человек как носитель определенного языка и культуры.
    3. Почему язык отражает не научный, а наивный взгляд на мир?
    4. Топонимическая легенда о волжских городах и древнейшие бинарные оппозиции (левый-правый, мужской-женский, полный-пустой, свой-чужой).
    5. Как жест зафиксировался в слове? Этимология слов «клятва» и «присяга». У какой бабушки гостили ладушки?
    6. По проспекту гуляли пары. У Ивановых сегодня гуляют. Жена гуляет от мужа. Что объединяет эти три значения глагола «гулять»

    Лекция 2. У последней черты. Пространственные культурные коды и их отражение в языке

    1. Он здесь с первого колышка. Почему строитель подобен Богу?
    2. Как обозначался центр мира?
    3. Место как обитаемое пространство.
    4. Граница: от природных границ к «мечению территории» и опахиванию до вала и крепостных стен.
    5. Почему оборона всегда круговая? Почему кремль — это укромное место?
    6. Что такое межа и почему «меж двух огней» и «между молотом и наковальней» всегда неуютно?

    Лекция 3. Это переходит все границы. Этические, юридические и эмоциональные концепты, порожденные пространственными культурными кодами

    1. Нарушение моральных и правовых норм как нарушение границы: «Его дерзость не имеет границ», «перейти Рубикон», «преступление», «проступок».
    2. Рефлексия по поводу границы: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (М. Бахтин).
    3. Актуализация внутренней формы слова «преступление» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    4. Смех на границе. Типаж Трикстера.
    5. Юркий шалун и шальной охальник — отражение Трикстера в языке.
    6. Трикстер и черта в рассказе М. Кундеры «Эдуард и Бог»

    Лекция 4. Живые и мертвые. Оппозиция «жизнь — смерть» в грамматике славянских языков

    1. Как возникла и что отражает категория одушевленности-неодушевленности в славянских языках. Как оскорбить с помощью грамматики.
    2. «У кошки котя такое же дитя». Что обозначает средний род и класс существительных со значением детенышей животных.
    3. Его переехало трамваем. Страшное «оно» и «они» у Салтыкова-Щедрина и Булгакова.
    4. «Ингредиенты» тоски: печаль + страх.
    5. Метафорические модели тоски: тоска навалилась и «По тебе внизу тоскует мама, // В ней душа грустней пустого храма» (М. Цветаева).
    6. Тоска в контексте похоронной обрядности.

    Эксперт:

    Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ (в том числе четырех монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика.
    Этот лекторий развивает идеи, высказанные в книге Е. Е. Стефанского и С. З. Агранович «Миф в слове и поэтика сказки»

    Цена: 3300 руб.
    Скрытая ссылка
     
    Последнее редактирование модератором: 14 авг 2024
    3 пользователям это понравилось.
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      9 ноя 2024
    2. Gvendolin
      Gvendolin участвует.
      8 ноя 2024
    3. altynhash
      altynhash участвует.
      7 ноя 2024
    4. Mihon
      Mihon участвует.
      7 ноя 2024

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      9 ноя 2024
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 146р.
      7 ноя 2024
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      7 ноя 2024
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 07.11.2024.
      3 ноя 2024
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.